Тюменский образовательный канал (ТОК)

Влияние сказки на формирование личности ребенка

  пн., 26.04.2021

 

Подготовила воспитатель:

 Маслова Любовь Васильевна

 

Важное значение для развития ребенка  имеет сказка. Сказка вби­рает и хранит в себе народную мудрость, особенности нацио­нального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,  с участием волшебных, фантастических сил.

 Гово­рится в словаре СИ. Ожегова.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в его развитии.

 

Сказка является элементом культуры народа, отра­жая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, ост­роумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивно­сти с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.

По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:

-  время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры очень давно;

-  сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

-  сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, в отличие от мифов, которые также являются сгустком чело­веческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него.

-  сказки могут служить матрицами и источником инфор­мации при образовании основных форм поведения и жизнен­ных сценариев;

-  сказки влияют на человека   на бессоз­нательном уровне.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенок может без труда занять по­зицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Детям легче понимать смысл сказки, если они могут опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки дол­жны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Тере­мок», в которых обязательно присутствие маленького съедоб­ного персонажа, героев, олицетворяющих родителей «Жили-были дед да баба...», и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

2. Освоение морально-этических норм поведения. В рус­ских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпе­ние «Рукодельница»,  «Марья-искусница».  Мужской образ: наполнен силой, власть, умом «Три богатыря». «Илья Муромец». Сказки наполне­ны ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергают­ся испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предла­гает ребенку различные модели поведения. В результате про­слушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он при­обретает качества, необходимые для решения трудных ситуа­ций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от исполь­зования различных ресурсов.

5. Снятие психоэмоционального напряже­ния. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмо­циональному выражению. Снятие эмоционального напряже­ния происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок по­строен в этой же логике: встреча с противником, борьба, побе­да героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царев­на», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки.

 В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главных ге­роев «Маша и Медведь», содействию помощников «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», помощи со стороны   родителей «Волк и семеро коз­лят». Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизнен­ные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан  с совершенствованием супер - Эго и расши­рением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков от­сутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновь­ях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание, он  пытается разобрать­ся в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».

Как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из жела­ния поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся со­общить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений.

 

Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку; мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают в последующих действиях, играх, рассказах, рисовании. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых.

Игра и слушание сказки создает благоприятные условия и развития внутренней деятельности воображения ребенка, развивает, мышление, память, эмоциональное восприятие.  И подготавливает платформу для театрализованной драматизации.

Ребенок проживает жизнь героев, переживает вместе с ними, а самое главное, что в процессе этого переживания создается определенное отношения и моральные оценке имеющие большую силу, чем оценки просто сообщаемые.


Оставьте свой комментарий


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 города Тюмени
625015, г.Тюмень, ул. Ершова 23 (первый корпус), ул. Ершова, 35 (второй корпус)
Телефон: 8 (3452) 45-92-84, 45-92-84 (факс)
Эл. почта: detskiy.sad.65@obl72.ru