Подготовила воспитатель:
Маслова Любовь Васильевна
Важное значение для развития ребенка имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Говорится в словаре СИ. Ожегова.
Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в его развитии.
Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:
- время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры очень давно;
- сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;
- сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, в отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него.
- сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
- сказки влияют на человека на бессознательном уровне.
Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
1. Механизм идентификации. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Детям легче понимать смысл сказки, если они могут опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей «Жили-были дед да баба...», и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение «Рукодельница», «Марья-искусница». Мужской образ: наполнен силой, власть, умом «Три богатыря». «Илья Муромец». Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло.
3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5. Снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки.
В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главных героев «Маша и Медведь», содействию помощников «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», помощи со стороны родителей «Волк и семеро козлят». Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с совершенствованием супер - Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание, он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».
Как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений.
Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку; мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают в последующих действиях, играх, рассказах, рисовании. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых.
Игра и слушание сказки создает благоприятные условия и развития внутренней деятельности воображения ребенка, развивает, мышление, память, эмоциональное восприятие. И подготавливает платформу для театрализованной драматизации.
Ребенок проживает жизнь героев, переживает вместе с ними, а самое главное, что в процессе этого переживания создается определенное отношения и моральные оценке имеющие большую силу, чем оценки просто сообщаемые.