Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.
В средней группе «Веселая страна» был проведен проект «Чудеса, фокусы, эксперименты», который проходил в 4 этапа.
1 этап - «Чудеса в природе – солнышко»
Дети познакомились со сказкой «У солнышка в гостях», нарисовали рисунок на тему «Светит солнышко в окошко». Была проведена беседа «Учимся радоваться солнышку и природе», через которую развили у малышей интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы. А также поиграли в игру «Солнечные зайчики». Это способствовало развитию воображения. В ходе тематической прогулки «У солнышка в гостях» дети учились наблюдать за солнышком.
2 этап - «Воздушные чудеса».
Беседовали «О свойствах воздуха».
На данном этапе ребята с воспитателем проводили исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену», вместе пришли к выводу о том, что мыло пенится.
Также провели экспериментирование «Игры с воздушным шариком», познакомили с тем, что внутри человека есть воздух.
3 этап - «Фокусы с песком».
Ребята выяснили, что песок бывает «мокрым» и «сухим», рисовали разные узоры на песочных столах.
Была проведена игра «Юные кладоискатели», где у детей развивали наблюдательность, учили находить игрушку в песке.
А в ходе игры-экспериментирования с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» развивали у дошколят познавательную активность, учили делать выводы.
4 этап - «Вода – чудо природы».
Малыши вместе с воспитателем проводили игры-опыты «Прятки с водой», в ходе которого были получены представления о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Проводилось экспериментирование «Переливание воды». Сформировали знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.
В ходе реализации проекта дети расширили и углубили знания и представления об окружающем мире; развили познавательные умения через экспериментальную деятельность.