Безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире.
Дом или квартира — это первая ―среда обитания, в которой ребенок начинает свои самостоятельные передвижения, живет своим ―детским миром, а затем, становясь подростком, сосуществует вместе со взрослыми в семье. Пока маленький человек под присмотром, есть гарантия, что здравый смысл, внимательность и забота уберегут его от серьезных опасностей. Как только ребенок начинает ходить, возникает риск того, что он может сам создать себе неприятности.
ОПАСНЫЙ ДОМАШНИЙ БЫТ.
Как только ребѐнок начал передвигаться по дому, у него появилась возможность не только исследовать окружающий мир, но и что-то на себя опрокинуть, перевернуть, порезаться об острые предметы, с разбегу налететь на выступающие углы мебели, ради развлечения включить газ или воду…
Мебель: как обеспечить безопасность детей.
Очень опасны незакрепленные к стене стеллажи (или шкафы) с книгами, сувенирами и посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Острые края тяжелых книг, упавших с высоты, могут серьезно поранить малыша, не говоря уже о том, что хрустальная ваза или статуэтка из металла может и вовсе привести к тяжелой травме.
Внимание! Все шкафы и стеллажи в доме должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Когда в доме маленький ребенок, лучше убрать с верхних полок шкафов тяжелые предметы, даже если они закреплены. Все бывает в жизни, никто не может гарантировать, что увесистый сувенир или ваза не упадут с верхней полки именно в тот момент, когда ребенок будет находиться рядом. Это может случиться, если малыш, бегая по дому или играя, либо случайно заденет стеллаж, либо ―заедет‖ детским мячом в стену и свалит тяжелый предмет на себя. Не забудьте и об острых углах мебели. Запретить бегать и играть вашему непоседе невозможно. Поэтому опасность пораниться реально существует. Особенно опасны углы кухонных столов, журнальных столиков, выполненных из стекла.
Внимание! Острые углы столов и другой мебели нужно закрыть мягкими накладками из резины, поролона и любого другого мягкого материала, который не позволит ребенку сильно пораниться. Существуют также специальные накладки для углов мебели. Как видите, и эта проблема решается несложно. И пока ребенок маленький, вы убережете его от травм.
ОКНА И БАЛКОН.
Для ребѐнка, который уже научился ходить и залезать на стулья, опасными становятся открытые окна и незастекленные балконы. Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. К сожалению, подобное происходит часто. На незастекленные балконы детей пускать запрещено. Слишком велик риск!
Внимание! Когда в доме малыш, окна и незастекленные балконы должны быть закрыты. Окна следует оборудовать цепочками или специальными устройствами безопасности, благодаря которым ребѐнок не сможет самостоятельно распахнуть окно. От стеклопакетов можно попросту открутить ручку и спрятать еѐ. Это делается очень просто – достаточно открутить два болта. При необходимости ручку можно в любой момент вставить на место, чтобы приоткрыть окно и проветрить комнату.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. КАК ОБЕЗОПАСИТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эта опасность давно всем известна, но с печальной регулярностью дети добираются до розеток и получают удары током. Потому на розетки ставятся специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы.
Провода от электроприборов желательно размещать за мебелью вдоль стен, чтобы ребенок не мог до них добраться. Одна из типичных ситуаций: малыш игрушечными ножницами (или еще хуже— настоящими) пытается перерезать провод. Очевидно, что опасность поражения током при этом огромна.
Телеэкраны, дисплеи компьютера — также источник проблем. Запрещайте крохе подходить близко к экрану работающего телевизора и играть в непосредственной близости от него. Вообще от любых электроприборов маленького ребенка желательно держать подальше. Дети любят играть с выключателями, проводами, разбирать и откручивать всевозможные гайки, ручки и т.д. Если электроприбор включен в сеть, то тут недалеко до беды.
Внимание! Берегите малышей от поражения током. Закрывайте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера.
БЫТОВОЙ ГАЗ И ВОДА.
В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться. Безопасные места их расположения подскажет специалист из службы по ремонту газового оборудования.
Кроме этого, важно учитывать, что если ребенку не добраться до общего вентиля, открывающего поток бытового газа в плиту, то до ручек, управляющих конфорками, доступ есть всегда. Поэтому когда взрослых нет на кухне, и плита не используется, нужно обязательно перекрывать газ общим вентилем для того, чтобы малыш не смог включить одну из конфорок.
Что касается воды, то опасность представляет сама возможность для ребенка открыть краны и затопить квартиру.
Отдельное беспокойство — горячая вода. Ясно, что за этим важно следить взрослым. Пока ребенок еще мал, нужно закрывать ванную комнату на защелку.
Внимание! Размещайте вентили газового оборудования в недоступном для детей месте.
ИГРЫ С ОГНЕМ ДОМА
Предупреждения о том, что в детских руках огонь опасен, слышали все. Тем не менее взрослые часто об этом забывают и оставляют в доме без присмотра спички, зажигалки и пиротехнику, приготовленную для праздников. Требовать от крохи осторожное обращение с огнем сложно. Ребенок есть ребенок — он играет со всем, что под рукой. Единственный ВЫХОД: нельзя допустить того, чтобы дети смогли воспользоваться спичками, зажигалками или пиротехникой.
Внимание! Все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, необходимо хранить в недоступном для детей месте.
ОПАСНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРЕДМЕТЫ НА КУХНЕ.
Чаще всего трагические происшествия случаются на кухне. В первую очередь опасность представляют острые и режущие предметы: кухонные ножи, вилки. Один из родителей готовит еду, а рядом крутится ребенок. Взрослый только положил нож на стол, а малыш, схватив его, — наутек в коридор. Пока он бежит, а родитель догоняет, ребенок падает и натыкается на нож. Согласитесь, страшно? Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты (отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Лекарства, оставленные в пределах досягаемости крохи, представляют серьезную угрозу. Малыш видит, как взрослые принимают лекарства, и для него это — сродни употреблению конфет, только не детских, а взрослых. Мало того, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге малыш без страха может наесться таблеток.
Опасность для детей представляет и кухонная плита. Во-первых, дети способны включить газ. Во-вторых, они могут перевернуть на себя кастрюли с кипящим или горячим содержимым. Чтобы обезопасить ребѐнка дошкольного возраста, следует приобрести плиту с газ-контролем, либо каждый раз закрывать газовый вентиль после окончания готовки. Также нужно оборудовать плиту защитным экраном, либо стараться готовить пищу только на дальних конфорках – у стены, куда ребѐнок не дотянется.
Внимание! Убирайте все опасные острые и режущие предметы подальше и следите за ребенком, когда готовите на кухне или делаете мелкий ремонт, пользуясь инструментами. Убирайте все, без исключения, лекарства в недоступное для ребенка место и старайтесь не принимать их у него на глазах.
ЛУЧШЕ БЕДУ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТОМ ГОРЕВАТЬ О ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯХ. ЗДОРОВЬЕ, А ПОРОЙ И ЖИЗНЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ ЗАВИСЯТ ОТ ВАС.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ.
В этом году теплое время наступило раньше положенного срока для нашего региона. В связи с этим дети хотят проводить всё свободное время на улице и детских площадках.
Но всем известно, что детская площадка таит в себе не мало опасностей. Для безопасного её посещения мы подготовили для Вас, уважаемые родители, несколько рекомендаций.
Детская площадка – это тот инструмент общения, который играет важную роль в интеллектуальном и общественном развития вашего ребенка. Каким бы высокопрофессиональным и «крутым» не был детский сад, куда ходит ваш сын или дочь, только свободное общение с другими детьми на площадке, может помочь ребенку научиться жить в социуме: малыш получает прекрасное физическое, психологическое и социальное развитие. Понятно, что здесь он не выучит французский язык и грамматические правила русского языка, зато сможет перенять у сверстников массу полезных вещей, необходимых для его возраста. Конечно, в ваших глазах такие действия, как копание самой глубокой ямки в песочнице, не несет в себе никакой нагрузки, зато в глазах ребенка – это лучший способ доказать друзьям, что он тоже все умеет.
На игровой площадке необходимо внимательно следить за детьми, потому как могут быть потенциально опасные места. Родителям нужно оценить вероятный риск, если таковой есть и оградить свое чадо от травмы.
СОБЛЮДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА Обратите внимание на одежду и обувь ребенка. Дети активно двигаются на игровой площадке. Движения должны быть свободными, одежда не слишком теплой. Обувь ребенка подберите с надежными застежками, длинные шнурки могут быть причиной падения. В солнечные дни обязательно надевайте детям головные уборы. Если ребенок решил покачаться на качелях, обратите внимание, может ли он самостоятельно с них слезть. Для детей младшего возраста сидение качелей должно иметь спинку и ремень безопасности. Вам лучше находиться рядом.
Один из самых любимых элементов детской площадки – детская горка. Проверьте, есть ли поручни, бортики безопасного спуска, сможет ли ваш ребенок преодолеть ступени лестницы. Покрытие ската горки должно быть гладким, с безопасным закруглением в нижней части спуска, а зона приземления освобождена от посторонних предметов.
Многие детские игровые комплексы снабжены элементами для лазания и рукоходами. Преодоление этих препятствий требует достаточной силы и ловкости. Если движение не получается, ребенок должен легко самостоятельно покинуть снаряд.
Оставляя ребенка играть в песочнице, проверьте, чистый ли песок, нет ли в нем камней и стекол. Лучше выбрать песочницы, имеющие специальные крышки, и легкие навесы, создающие тень.
Если на площадке одновременно находятся дети разного возраста, старайтесь организовать игру ребенка с ровесниками. Несколько детей можно прокатить на каруселях или увлечь занятием на игровых макетах: автобус, грузовичок. Объясните игру, помогите распределить роли или их очередность.
Иногда на детском комплексе собирается много детей, а ваш ребенок один, старшие дети могут нечаянно толкнуть малыша в процессе игры. Переключите его внимание на игру в другой безопасной для него зоне площадки, например: заинтересуйте качалкой на пружине.
Помните, маленькие дети только учатся координировать движения и управлять своим телом. Внимательно следите за передвижением ребенка по игровой площадке, это поможет избежать конфликтов и трагедий.
Правила безопасности при катании на
велосипедах и самокатах.
Знания о безопасной езде на велосипеде ребенка в 2-14 лет.
С самых ранних лет ребенок должен иметь первые познания правил дорожного движения. Они должны состоять из нехитрых постулатов:
- объезжать движущиеся объекты (людей, животных, других участников движения);
- замедлять движение на поворотах и при маневрах, когда совершается объезд недвижимых преград на пути (деревья, лавочки и пр.);
- избегать выезда на проезжую часть;
- объезжать ямы, лужи, канализационные люки;
- переходить дорогу только в сопровождении взрослых, обязательно спешившись. Знания о безопасной езде ребенка на велосипеде с 14 лет.
Правила безопасного катания на самокате.
- Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, где можно кататься, а где нельзя, напомнить о правилах дорожного движения: не выезжать на проезжую часть, смотреть по сторонам.
- Расскажите ребенку, что может стать препятствием для самоката, почему важно объезжать ямы, камни, торчащие из земли коряги и пр.
- Желательно предостеречь ребенка от возможных падений и травм — надеть шлем, наколенники, налокотники, перчатки. Не всегда, конечно, удастся бежать впереди и стелить соломку, но, хотя бы гипотетически, обезопасить неопытного каскадера стоит. Существует много приемов катания на самокате, но всему свое время.
ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ДОМА БЕЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ И ГАДЖЕТОВ.
Быть родителем – значит посвящать детям все свое свободное время, но иногда так хочется немного отдохнуть или необходимо заняться домашними делами. А как быть, если нужно совместить с воспитанием детей работу на дому? Конечно, можно включить ребенку мультфильм или дать поиграть телефоном, но ведь это может негативно отразиться на его развитии.
Находчивые родители поделились своими рецептами, как занять ребенка, если нужна минутка тишины и спокойствия. Эти способы помогут малышу стать самостоятельней, научиться играть самому и развиваться.
- Рисование. Дать ребенку альбом, краски, фломастеры, карандаши – и он занят пока все вокруг не изрисует. Главное, периодически поглядывать, чтобы ребенок не сгрыз карандаш или не попортил ремонт. Вместо альбома можно использовать рулон старых обоев или ватман.
- Раскраска. Заготовки для раскрашивания легко найти в интернете и распечатать, ну или купить в магазине.
- Дополнить или закончить рисунок. Заготовки также нетрудно распечатать или даже нарисовать самим. Ребенок будет пытаться закончить недорисованный рисунок, где не хватает деталей или целой части, главное, чтобы картинка была ему интересна.
- Лепка. Пластилин, соленое тесто или тесто для лепки – все подойдет. В дело могут идти и разные подручные мелочи, такие как пуговицы, семена, стрежень ручки или трубочка от сока.
- Магниты. Фигурки животных, цифры, буквы – они такие яркие и красивые, а еще они притягиваются и помогают малышу узнавать столько нового. Младшие дети могут выстраивать из них кружочки, а старшие – составлять слова или играть в зоопарк, ферму.
- Буквы и цифры из цветного картона увлекут на некоторое время неугомонного карапуза. Можно пририсовать им глаза, носы и рты.
- Вырезать картинки из журналов. Достаточно показать ребенку, как пользоваться безопасными ножницами и ребенка уже не оторвать от красивых картинок в старых журналах.
- Коллаж из вырезанных картинок, сухих листьев и цветов – отличный способ развивать творческие способности и мелкую моторику. Для этого понадобится клей или домашний клейстер.
- Цветная бумага и дырокол. Красивые цветные кружочки можно наклеивать на бумагу, составлять узоры, главное, не забыть потом хорошенько пропылесосить.Двусторонний скотч поможет создавать композиции, прикрепляя камушки, ракушки, трубочки и палочки, цветочки.
- Пазлы. Если ребенок еще не знаком с таким развлечением, то можно разрезать открытку или картинку на несколько частей – пусть собирает.
- Наклейки. Ребенок точно оценит такое развлечение. Со временем он научится аккуратно наклеивать картинки на бумагу, а пока ему будет просто интересно это делать.
- Сделать книжку или открытку и оставить ребенка ее украшать. Надписи, рисунки, картинки, даже высушенные растения подойдут для декора.
- Игра с прищепками. Можно взять ведерко и крепить прищепки к его краям, вырезать из картона ежика или солнце и украсить их.Сделать коробочку с различными предметами. Занятие подойдет для детей от 3 лет. В коробочку можно сложить различные предметы, интересные ребенку, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, скрепки, монетки, шнурки, бусы, часы, кулоны.
- Игрушки-шнуровки или ботиночки со шнурками.
- Одевание кукол. Предложить ребенку одеть любимую куклу в одежду с пуговицами.
- Бусы или ожерелья. Можно дать ребенку ленты и красивые бусины, пуговицы или макароны, чтобы он делал маме ожерелье.
- Комочки из ваты и резиновая груша. Скатать вату в небольшие комочки и показать ребенку, как забавно они разлетаются, если пустить на них воздух из груши, ну или просто подуть на них.
- Ракетка и шарик для тенниса. Подвесить шарик в дверной проем и дать ребенку ракетку, чтобы он учился отбивать.
- Боулинг. Построить малышу пирамидку из кубиков или выставить кегли, кукол (да что угодно!) и показать, как сбивать предметы мячиком. Ребенок будет выстраивать предметы и снова их разбрасывать.
- Старая сумка или косметичка. Дети любят копаться в маминой сумке. Им нравится открывать замочки, заглядывать в кармашки. Можно сложить туда разные предметы, чтобы еще больше подогреть интерес к игре. Аналогично можно развлечь ребенка, показав ему старый чемодан.
- Ненужная клавиатура или компьютерная мышь.
- Калькулятор. Если дома завалялся старый большой калькулятор, то он тоже может стать интересной игрушкой, особенно если он еще в рабочем состоянии.
- Съемный замок с ключом. С помощью него можно научить ребенка открывать и закрывать замки.
- Крупы и воронка. Дети любят играть крупой и это часто используют на развивающих занятиях. Если дать большую посуду, крупу и воронку, то можно надолго его занять. Главное, чтобыу родителей была возможность все убрать.
- Манка и сито. Просеивать манку и находить в ней «сокровища» вроде макарон или фасоли может оказаться очень занимательным. Если взять темный поддон или тарелку, то можно даже рисовать пальчиками.
- Кухонная утварь. Дети разных возрастов любят играть посудой. Здесь подойдут дуршлаг, кастрюли, крышки, сковородки, контейнеры для еды, пластиковые стаканчики и другие предметы.
- Пряжа или нити для вязания. Толстые цветные нити интересно наматывать на катушки или зверушек из картона. Если позаботиться заранее о формочках в виде животных или насекомых и показать ребенку как их можно украсить, то получатся оригинальные поделки.Сделать с ребенком островки из книжек или подставок для горячего – пусть он ходит вокруг, бегает, размещает на них игрушечных зверушек или кукол. Аналогично можно сделать ручейки и дорожки из ленточек или малярного скотча.
- Лабиринты. Натянуть веревки или бельевые резинки между мебелью. Лабиринт также можно сделать из клейкой ленты или малярного скотча просто наклеив полосы на пол.
- Построить домик. В ход могут идти любые предметы: подушки от дивана, покрывала, простыни, стулья.
- Паровозик из стульев. Ребенок рассаживает игрушки «по вагонам».
- Тоннель. Свернуть ковер или дорожку и расставить игрушечные машинки.
- Дать фонарик.
- Дать лупу.
- Предложить ребенку одеть игрушки в одежду. Так можно поиграть в осень, зиму, лето.
- Свернуть лист бумаги конусом и заклеить, чтобы получилась подзорная труба.
- Поиграть в больницу, школу, садик, магазин.
- Коробка. Коробку можно превратить в кукольный домик, гараж или кроватку.
- Вытирание пыли. Дать ребенку тряпку и показать, где можно прибраться.
- Мытье зеркал. Если мама еще и водичкой побрызгает, то будет вдвойне интересней. Потом можно корчить рожицы или красоваться перед зеркалом.
- Игры с водой. Можно использовать емкости разного объема или лейку.
- Рыбалка. Дать ребенку шумовку или сачок и показать, что можно вылавливать нетонущие предметы из таза с водой. В качестве «рыбок» можно приспособить резиновые игрушки или шарики.
- Рисование на световом столе. Для этого понадобятся пара табуреток, стекло и лампа. Из этого набора соорудить стол, а лампу поставить на пол под стеклом и направить свет вверх. С помощью такого стола легко будет перерисовать любую красивую картинку.
Но не стоит забывать, что самое важное для маленького ребенка – это внимание и любовь родителей, поэтому нельзя всецело надеяться на новомодные гаджеты.
Задача мамы и папы – воспитать в ребенке личность, а игрушки этого сделать не смогут.
Редколлегия газеты: Воспитатель Николаева Елена Владимировна высшая квалификационная категория
Музыкальный руководитель Горщарук Елена Михайловна высшая квалификационная категория