Оздоровление детей в летний период
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (ст. 18 п. 1 Закона РФ «Об образовании»).
С целью оздоровления ребенка в летний период рекомендуется проводить ежедневно утреннюю гимнастику на свежем воздухе, также ребенку полезны легкие пробежки вместе с родителями, выезды за город к воде, прогулки и семейные походы. Также большое значение для развития детей, укрепления их здоровья имеет правильно организованный режим дня. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.
Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.
Утренняя гимнастика.
Обязательной физкультурной деятельностью с детьми летом является утренняя гигиеническая гимнастика. Она благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития детей, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемые упражнения.
В нашем детском саду утро начинается весело! Летом утреннюю гимнастику с детьми мы проводим на свежем воздухе под задорную музыку, тем самым повышаем им настроение на целый день!
Если вы решили отдохнуть с ребенком дома, то не забывайте также о зарядке! Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил вас, выходите на улицу, в парк (или откройте форточку, окно, включите музыку) и набирайтесь бодрости, сил и здоровья. Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.
При выполнении детьми упражнений, нужно проявлять интерес со стороны родителей к занятию, на своем примере показать как это здорово и необходимо ребенку и вам.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики
• Потягивание.
• Ходьба (на месте или в движении).
• Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса.
• Упражнения для мышц туловища и живота.
• Упражнения для мышц ног (приседания и прыжки).
• Упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны).
• Упражнения силового характера.
• Упражнения на расслабление.
• Дыхательные упражнения.
Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.
Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.
Закаливающие процедуры.
Лучшая пора для закаливания – лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.
Умывание – самый доступный вид закаливания водой. Детям с возраста 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо теплой водой (30-32 °С, постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из–под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны.
Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38°С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18°С, а часто болеющих, незакаленных – 28°С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором – трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.
Закаливающим эффектом обладает и гигиенический душ, если он завершается обливанием холодной водой. В домашних условиях вместо обливания ног можно использовать такой способ закаливания, как «топанье в тазу» в течение 2-5 мин, а также игра с водой (местная ручная ванна). Начальная температура воды при этом 28°С, постепенно она снижается до комнатной. Закаливает и обычное ежедневное купание в ванне, если оно проводится при температуре воздуха не выше 22°С, воды 35°С и завершается обливанием более прохладной (32°С) водой.
В выходные дни, выезжая с ребенком на отдых к воде, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации.
Купание в реке, озере, море разрешается детям после 2 лет один раз в день при безветренной погоде, если температура воды не ниже 23°С, а воздуха – не менее 25°С.
Продолжительность купания – до 5 мин. Глубина при этом должна быть не выше пояса детей. В купании ребенка в открытом водоеме обязательно должен участвовать взрослый.
После купания малыша следует вытереть, надеть панамку и не держать его долго на солнце.
Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры, до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду. Длительность купания с 2-3 мин может быть постепенно увеличена до 10 минут при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч).
Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести в тень.
Категорически запрещается детям входить в воду сразу после солнечной ванны или оставаться в мокрых трусах после купания. Нельзя допускать и их длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело подвергается солнечному облучению.
Максимальная частота купания дошкольников – 2 раза в день.
Игры, в которые можно поиграть с ребенком на берегу озера, реки, моря:
• На песке очень удобно прыгать в длину (с места, с разбега).
• Воткните в песок палку, на расстоянии 3, 5, 10 шагов кидайте камешки. Выигрывает тот, чей камень упадет ближе к палке.
• Попасть в цель (камень, ракушку) при помощи водяных пистолетов.
• На некотором расстоянии от воды поставьте детские ведерки. Дети носят пластиковыми стаканчиками воду из реки, моря в ведерко. Кто быстрее наполнит? Также можно использовать и губки, ложки и формочки для песка.
• Проявите фантазию, разнообразьте свой отдых и отдых своего ребенка.
Сон.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
После сна так же полезны пробуждающая гимнастика и закаливающие процедуры. Гимнастику после сна лучше начинать проводить ещё лёжа в постели, а продолжить ходьбой по массажным дорожкам.
Прогулки-походы.
Также очень интересной формой летних занятий являются прогулки-походы, которые представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности. В ходе них решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности. Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок–походов с родителями в парки, лес.
Пешие прогулки–походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
• наблюдение в природе и сбор природного материала;
• выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
• подвижные игры;
• физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
• упражнения на дыхание, игры на внимание;
• самостоятельные игры детей (на привале);
• с целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения.
В детском саду в летний период прогулки проводятся четыре раза в день. Дети проявляют свою двигательную активность в подвижных играх и в самостоятельной деятельности.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
Помните:
Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!
Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!
Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!
Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!
Редколлегия газеты:
Воспитатель Николаева Елена Владимировна высшая квалификационная категория
Музыкальный руководитель Горщарук Елена Михайловна высшая квалификационная категория