Тюменский образовательный канал (ТОК)

ОНЛАЙН - ГАЗЕТА "АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА" ОКТЯБРЬ

  вт., 18.10.2022

 

Воспитание бережливости и экономии у детей дошкольного возраста

Воспитание экономии и бережливости начинается в семье. Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Уже маленькому ребенку можно объяснять, что с крана течет вода, которая необходима в жизни человека, что вода - это настоящее богатство, поэтому кран обязательно надо закрывать, надо экономить воду.

Чтобы это имело большее влияние на ребенка, можно использовать игры, стихи, пословицы, загадки. Очень сильное влияние на детей оказывает стихотворение Б. Заходера

Отчего обмелела река

Течет река издалека.

Течет река, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот,

На мель садится пароход

Средь бела дня – какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была, вот именно – была.

Была, да видимо сплыла.

Ах, реку мы не узнаем –

Река становится ручьем!

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете«Какой пустяк»

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река.

После чтения обязательно надо обсудить стихотворение, дать оценку главному герою. 

Можно поиграть с детьми в следующие подвижные и пальчиковые игры:

1. Дети руки в ванной мыли,

Кран закрыть они забыли. (имитация мытья рук)

Кап-кап, кап-кап-кап,

Капельки закапали.

Мама, мама, посмотри,

Кран скорее закрути! (прыжки на носочках, руки на поясе)

Раз-два, раз-два,

Больше не бежит вода. (повороты в стороны)

Вымыл руки – не зевай!

Кран быстрее закрывай! (имитация закручивания)

2. Вода из крана: кап-кап-кап. (стучат пальчиками по столу)

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря… (стучат кулачками и ладонями, чередуя)

А то пройдет немного лет –

И нет водицы, нет-нет-нет…

Бережливым будь с водой,

Шевельни своей рукой! (имитируют по тексту)

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

С  детства надо учить детей беречь и электричество.

    

Конечно, здесь тоже важен пример взрослых, необходимо напоминать, объяснять ребенку, что надо выключать свет, где никого нет, что нельзя включать много электроприборов вместе, а только которые необходимы. При этом также можно использовать игры и стихи.

Ток бежит по проводам – (сжимают и разжимают кулачки)

Много будет света.

Зря палить его не дам – («ругают» указательными пальчиками)

Без света жизни нету!

А потому наш девиз (хлопают)

Должен быть таков:

Беречь всегда, беречь везде, (встречаются пальчики: указательный с указательным и т. д.)

Беречь на суше и воде 

Чем больше света сбережем,

Тем лучше все мы заживем!

Чем меньше льется зря вода

Тем краше будет вся земля! (хлопают)

Есть много пословиц и поговорок о бережливости, известно, что народное слово имеет большую силу для воспитания, главное нужно употребить их вовремя и объяснить, если ребенку непонятно содержание.

С самого детства надо учить ребенка бережно относиться к своим  игрушкам.

 

Надо учить складывать игрушки на место, мыть их, просушивать, стараться не ломать, если это случилось, то вместе с папой попробовать починить.

С раннего детства должна закладываться привычка бережного отношения к одежде.

Дети должны научиться аккуратно складывать свои футболки, водолазки, толстовки в комод, вешать на плечики платья, кардиганы, блузки и т. д. Сначала это надо делать взрослому вместе с ребенком, а со временем у ребенка выработается привычка, даже необходимость самому наводить порядок.

Идете в магазин за продуктами, возьмите с собой ребенка. Уже с трех лет ребенок должен видеть, что папа и мама экономно относятся к деньгам, выбирают то, что необходимо купить, что выгоднее, не покупают ничего лишнего. Если ребенок требует шоколадку или новую игрушку, поговорите о том, что младшей сестричке нужна новая куртка, может лучше не тратить деньги на игрушку, а сделать такой подарок девочке или другому члену семьи.

Воспитывая у ребенка бережливость и экономию, родители облегчают жизнь себе, а также делают ребенку большой подарок на всю жизнь, ведь недаром говорят: бережливость дороже богатства.

 Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребёнка не только необходимая и удобная одежда, но ещё и много лишней, которая в основном тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребёнок не будет её беречь, а главное он всегда будет хотеть чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что многие дети не берегут свои вещи, теряют их и при этом, не огорчаются, часто просто не зная своих вещей.

И этот же ребёнок, увидев что-то понравившиеся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать, обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один - лишь бы ребёнок не был хуже других. Так постепенно воспитывается расточительность. А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым не будет с уважением относиться к общественным ценностям.

 Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей. Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Воспитание бережливости у дошкольников надо начинать с малого - не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. С самого раннего возраста ребёнку надо внушить: каждая вещь требует ухода; каждой вещи - своё место, откуда взял её - туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребёнок постоянно видит в доме порядок, а взрослые являются для него примером.

 Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают лишнее количество калорий, от чего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением. В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к еде является примером для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребёнок должен знать режим дня, время утреннего подъёма, занятий в детском саду, прогулок, игр.

Конечно, 5-летнему ребёнку трудно самостоятельно контролировать расход времени, родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам.

Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребёнок привыкает любоваться природой, уже малышу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво.

Подрастая, ребёнок должен быть защитником и другом природы. Такой ребёнок не ломает зелёные насаждения, не разрушает птичьи гнёзда, не рвёт бездушно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьёв, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых. Значит, первое, чему надо научить ребёнка - это не разрушать природу. Научить быть её защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

К любому факту потребительского отношения к вещам, в какой бы форме это не проявлялось, надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребёнок с клумбы цветок, наломал ли за городом огромный букет зелени и бросил его, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью лифта и т.п.- всё это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребёнка бережно относиться к общественному достоянию. Для начала пусть это будет забота о сохранности не только своей вещи, но и вещей старших или младших членов семьи. Пусть зреет в нём чувство хозяина, ответственного за порученные ему дела в доме. В дальнейшем это чувство он перенесёт и за пределы своего дома.

Нужно как можно раньше приобщать ребёнка к общественно полезному труду, внушая ему: всё, что за пределами твоей квартиры, - лестница, лифт, двор, улица, парк – твоё, моё, наше. Это общее принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь, как своё, личное. Из этого усвоенного понятия в растущем человеке созреет важное качество личности – чувство «хозяина», которое не только не позволит ему относиться потребительски, но и поможет стать активным борцом за сохранение всех тех богатств, которые создаются руками человека.

Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с родительским «нельзя».

И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

Редколлегия газеты: 

Воспитатель Николаева Елена Владимировна высшая квалификационная категория

Музыкальный руководитель Горщарук Елена Михайловна высшая квалификационная категория

Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vospitanie-berezhlivosti-v-detskom-sadu.html

https://multiurok.ru/index.php/files/konsultatsiia-dlia-roditelei-uchim-detei-byt-berez.html

Оставьте свой комментарий


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 города Тюмени
625015, г.Тюмень, ул. Ершова 23 (первый корпус), ул. Ершова, 35 (второй корпус)
Телефон: 8 (3452) 45-92-84, 45-92-84 (факс)
Эл. почта: detskiy.sad.65@obl72.ru