Тюменский образовательный канал (ТОК)

ОНЛАЙН - ГАЗЕТА "АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА" ФЕВРАЛЬ

  ср., 21.02.2024

Дети и наука — как вызвать у ребенка интерес.

Наверняка многим родителям хотелось бы, чтобы их дети учились с удовольствием, увлекались познанием мира, занимались исследовательской деятельностью и нашли себя в естественных науках. Сегодня речь пойдет о том, какие действия могут предпринять взрослые, чтобы малыши с раннего возраста заинтересовались физикой, химией, биологией или другой наукой. 

Несколько простых советов, которые помогут воспитать в ребенке любовь к наукам:

1. Любое увлечение ребенка так или иначе связано с наукой.

Помогите детям посмотреть на любимые игры с научной точки зрения. Кулинария — это самая настоящая химия. Конструирование невозможно без знания физики. Если ребенку нравится ловить бабочек, наблюдать за белками в лесу или играть в доктора, расскажите ему о биологии. Естественные науки окружают нас, на них построены все процессы в жизни, и для каждого ребенка найдется самая любимая и интересная наука.

2. Не стоит слишком полагаться на детский сад и школу.

К сожалению, программы довольно редко предусматривает проведение интересных опытов или экскурсий — того, что могло бы увлечь детей на их исследовательском пути. Поэтому старайтесь сами почаще устраивать для детей походы в музеи, посещайте детские научные мероприятия, кружки, пробуйте экспериментировать дома. Разумеется, все эксперименты и опыты должны быть безопасными и соответствовать возрасту ребенка.

3. Научные явления повсюду.

Пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы беседовать с ребенком о природе, ее явлениях и закономерностях. На прогулке вместе наблюдайте за жизнью парка. В транспорте расскажите о работе автомобиля или устройстве светофора. С готовностью отвечайте на вопросы ребенка, заводите беседу сами: “А ты знаешь, почему летом идет дождь, а зимой снег?” В мире столько всего интересного! Ваша любознательность и постоянные поиски познавательного вокруг непременно “заразят” и ваших детей.

4. Компьютерные технологии и интернет могут оказаться очень полезными.

Увлечься исследовательской деятельностью ребенок может после просмотра интересных видеоуроков или научных программ. Зачастую компьютерные игры позволяют освоить основы программирования.

5. Избегайте ошибочных суждений и стереотипов.

Многие привыкли считать, что научная деятельность не слишком прибыльное занятие. Дети невольно усваивают такие стереотипы, теряя всякий исследовательский интерес. Расскажите ребенку о том, что глубокие познания в физике или химии могут пригодиться во многих перспективных профессиях (инженер, провизор), увлечение географией позволит путешествовать и бывать в разных уголках мира. Дети должны быть не только увлечены, но и мотивированы. Найдите способы мотивации, которые подойдут именно вашему ребенку.

6. Энциклопедии — то, что всегда должно быть для ребенка в свободном доступе.

Сейчас можно найти познавательные справочники о науках даже для самых маленьких детей. Ребенок, привыкая перед сном читать о космосе или человеке вместо обычных сказок или мультфильмов, имеет больше предпосылок для формирования устойчивого интереса к обучению и естествознанию. Если у него возник вопрос, не спешите на него отвечать, предложите вместе поискать ответ в энциклопедии. Ребенку, умеющему читать, предложите искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Это поможет сформировать навык поиска информации в первоисточниках, умение самому удовлетворять свой интерес и потребность в познании. Потом обязательно обсудите, что ребенку удалось узнать по интересующему вопросу.

7. Применение теории на практике.

Позвольте и научите детей пользоваться своими научными познаниями в повседневной жизни. Пусть ребенок лепит или рисует планеты и дарит их близким, сделает динозавра из картона в детский сад, приготовит мороженое и угостит вас и т.д. Знания ценны сами по себе, но куда важнее уметь правильно ими распоряжаться.

Интерес к познавательно исследовательской деятельности начинает проявляться у дошкольников с 3 — 4 лет. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? »  Ведь именно так малыши познают мир и ни в коем случае нельзя этот интерес пресекать, иначе потом уже может быть поздно.  Развитие познавательно исследовательской активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но формирует умение анализировать и делать выводы; осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой мускулатуры.

   В нашем детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы, неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)

    

   

    

    

    

    

    

       

     

    

     

     

     

     

 

     

    

    

    

      

     

     

     

     

     

     

        

 

Несложные опыты и эксперименты можно организовать с детьми и  дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д. 

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Формами познавательно исследовательской деятельности, которые активно можно использовать с детьми любого возраста являются опыты и наблюдения. Чтобы интерес дошкольников не угасал, они должны проводиться в игровой форме.


           Занимательные опыты и эксперименты

           для малышей.

Растворялка. Например, попробуйте вместе с ребенком порастворять все вокруг! Берем кастрюлю или тазик с теплой водой, и ребенок начинает складывать туда все то, что, по его мнению, может раствориться. Ваша задача — препятствовать забросу в воду ценных вещей и живых существ, удивленно заглядывать в емкость вместе с малышом, чтобы узнать, растворились ли там ложки, карандаши, платочки, ластики, игрушки и предлагать такие вещества, как соль, сахар, сода, молоко. Ребенок с радостью примется растворять их тоже и, поверьте, очень удивится, поняв, что они растворяются!

«Живая» рыбка.  Для начала приготовьте раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на салфетку и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.

Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются. Тот же самый эффект можно пронаблюдать на примере обычных еловых или сосновых шишек. Можно предложить детям оставить одну шишку в ванной комнате (влажное место) и позже удивляться, что чешуйки у шишки закрылись и они стали плотными, а другую положить на батарею — шишка раскроет свои чешуйки.

Утопи и съешь.  Вымойте два апельсина. Один из них положите в кастрюльку, наполненную водой. Он будет плавать. Попробуйте его утопить — ни за что не получится!
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Вы удивлены? Апельсин утонул. Почему? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Куда делась вода? Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.  Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

Восторг и интерес к новым экспериментам и исследованиям непременно вызовут у детей опыты в домашних условиях.

   

     

     

      

     

     

      

      

      

     

    

     

         

         

                  

    

       

           

     

          

Советы газеты

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним. 

Редколлегия газеты: 

Воспитатель Николаева Елена Владимировна высшая квалификационная категория

Музыкальный руководитель Горщарук Елена Михайловна высшая квалификационная категория

Оставьте свой комментарий


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 города Тюмени
625015, г.Тюмень, ул. Ершова 23 (первый корпус), ул. Ершова, 35 (второй корпус)
Телефон: 8 (3452) 45-92-84, 45-92-84 (факс)
Эл. почта: detskiy.sad.65@obl72.ru