Тюменский образовательный канал (ТОК)

"Технология интеллект-карты"

  ср., 20.03.2024

Технология интеллект-карт - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Интеллект-карта (интеллектуальная карта) – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

MindMap – мыслительные карты, в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. Интеллект-карта сегодня отвечает реальным запросам современной школы, способствует решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий.

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. 

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. 

Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ.

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. 

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

Использование интеллект-карт также помогает развить: 

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации. 

Воспитатель и дети группы «Веселая страна»  начали применять данную технологию при изучении времен года.

Сначала мы использовали данную технологию, изучая тему «Зима».  Было выделено 5 блоков: природные явления, дикие животные, зимующие птицы, одежда зимние забавы. При изучении темы «Весна» мы с детьми также составили интеллект – карту, в которую включили те же самые темы, но уже связанные с весенними изменениями в природе.



Ребятам из группы «Веселая страна» интеллект-карты помогают развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.  С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать. 

                                               Воспитатель группы «Веселая страна»       

  Николаева Елена Владимировна.


Комментарии 1
Анна Николаевна Шабалина 29.03.2024 21:29 #
Как приятно видеть своего ребёнка на фото, спасибо за занятия и знания
Оставьте свой комментарий


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65 города Тюмени
625015, г.Тюмень, ул. Ершова 23 (первый корпус), ул. Ершова, 35 (второй корпус)
Телефон: 8 (3452) 45-92-84, 45-92-84 (факс)
Эл. почта: detskiy.sad.65@obl72.ru